?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 Октябрь 2008 @ 16:27
Спящие в Москве  
George Davey. London Underground: Strap-Hangers
Так это выглядело сто лет назад…

Вчера днем в переходе метро между Баррикадной и Краснопресненской наконец-то наблюдал людской завал, связанный с тележечниками: недлинный эскалатор, забитый людьми, на моих глазах продолжал двигаться вниз, хотя в самом низу, при сходе уже была куча мала людей из-за того, что какая-то тетка с огромными баулами, спускаясь вниз, не смогла вытолкнуть свою тележку вон со ступенек. Сама тетка лежала под тележкой – понятно, что, когда она не смогла тележку вытолкнуть, ее ноги уехали вперед, и ее завалило. Я шел навстречу и смотрел на этот завал несколько секунд, не понимая, что лента продолжает двигаться. Но она двигалась, и это было неожиданно, потому что вахтерша уже не спала, а стояла, нависая над своим пультом управления. Наконец, эскалатор остановился, остановились все эскалаторы. Кто-то выбросил баулы вперед. Как ни странно, почти все люди, попавшие завал, стояли на ногах. Повезло…

Почему в самом начале я написал «наконец-то»? Потому что я уже давно предчувствовал возможность таких событий, хотя никогда о таких завалах не слышал. Поэтому я всегда, если передо мной кто-то тянет на эскалатор телегу с баулами, стараюсь или зайти побыстрее вперед, или отстать хотя бы на метр, а потом наблюдаю, как гражданин впереди справится со своей поклажей на сходе.
И ситуацию с тормознутой вахтершей я тоже предполагал, потому что часто вижу их в дремлющем состоянии, как будто нельзя придумать какую-то автоматику или просто поставить вдоль поручней эскалатора громадные кнопки аварийного останова, которые могут использовать сами пассажиры.
Правда, на этом месте моих рассуждений наши жлобствующие граждане – в этот раз из числа метрополитеновского начальства – скажут: «Да ты что!? Какую кнопку останова!? Да по ней же будет бить всякое хулиганье!» Конечно, конечно, бить всякому гипотетическому хулиганью не дадим, а бабки на вахте пусть кимарят. Алкашей в метро пускать не будем всей грудью доблестной милиции, а тетки с огромными баулами пускай прутся на эскалатор в присутствии спящих бабок… Все это так по-нашенски и так по-родному жлобски…

В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда? И врал мне мужик 30 лет назад? Только каждый раз, когда я поднимаюсь вверх по очень длинному эскалатору на Авиамоторной, я думаю, куда буду прыгать, если передо мной разверзнется дыра…


Вдогонку

Благодаря чуткости товарищей была найдена более точная информация об аварии на Авиамоторной:

1) Из Вики (в этой статье список аварий и терактов в московском метро плюс много интересных фактов вообще):
Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля 1982 года, на станции «Авиамоторная», в результате дефекта в системе эскалаторов, который был выявлен ещё до аварии, но так и не был устранён. Это случилось примерно в 17 часов, когда увеличивающийся пассажиропоток привёл к повреждению двигателя эскалатора, вследствие чего скорость движения эскалатора изменилась и он стал двигаться значительно быстрее, что привело к панике и давке среди пассажиров. В результате этого восемь человек погибли и ещё тридцать получили различные ранения.
2) «Аргументы и факты» от 18.06.2003 (1, 2) как всегда скрупулезно рассказывают и об этой аварии тоже (внимание! никаких шестерней не было!):
К слову, именно с эскалатором связана одна из самых громких аварий в московском метро. 17 февраля 1982 г. на станции «Авиамоторная» эскалатор не выдержал тяжести людей и, набирая скорость, начал резкое движение вниз. Ни основной, ни резервный тормоза не сработали, и за 110 секунд погибло 8 и серьезно пострадало около 30 чел. Однако вопреки слухам никто из потерпевших не попал в шестерни, а все погибшие были раздавлены массой навалившихся тел. Государственная комиссия провела расследование и выявила причины аварии – неправильную регулировку эскалатора. Принятые меры позволили избежать подобных трагедий. Однако и по сей день эскалатор – это наиболее опасная для пассажира метро часть пути.
«АиФ» пишет о перегруженности метро. Это пять-то лет назад. Но только недавно я прочитал, что единственное возможное решение – это прокладка ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ веток, как это сделано в крупных европейских городах. А так, конечно, что на поверхности – автомобильные пробки, что в метро – человеческие пробки… Так и живем.

3) Юрий Виленский «Любите ли вы метро?» (2008): «записки фаната», большая работа на заявленную тему, где опять о слухах, возникших после аварии на Авиамоторной:
Еще одна причина распространения разных слухов – это закрытость информации. Так, например, произошло после первого крупномасштабного теракта в январе 1977 года. Это же повторилось при трагедии на эскалаторе станции «Авиамоторная». Что же там случилось на самом деле?
17 февраля 1982 года в 16 часов 30 минут из-за начинающегося наплыва пассажиров, возвращающихся с работы, резервный четвертый эскалатор станции был включен на спуск, и на лестницу ступили первые пассажиры. Через пятнадцать минут в результате поломки механизма пропало сцепление тележек лестницы с двигателем, и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз. Лестничное полотно развило скорость, в два с половиной раза превышающую номинальную. Около ста человек не смогли удержаться на ногах и стали падать, загородив проход в зоне нижней выходной площадки, там, где расположена гребенка. За несколько секунд почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз.
Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору сделал все от него зависящее, но оказался бессилен. Заметив ненормальное движение лестницы, он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, чтобы задействовать аварийный тормоз, но и это не помогло.
Весть о катастрофе разнеслась по городу мгновенно. «Вечерка», чуть ли не единственная из газет, опубликовала лаконичное сообщение, в котором отмечалось: «17 февраля 1982 года на станции "Авиамоторная" Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются». Точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых.
Вопреки слухам, наводнившим город, люди не проваливались в машинное отделение, и никого не затянуло в механизмы. Все погибшие восемь человек были задавлены массой навалившихся на них людей. Некоторые пассажиры, пытаясь спастись, запрыгивали на балюстраду эскалатора. Пластиковые листы облицовки не выдержали (вот откуда слухи), но провалившиеся отделались всего лишь легкими ушибами, поскольку под самой балюстрадой находится бетонное основание и нет никаких движущихся частей.
4) И, наконец, подобная история, случившаяся в бакинском метро в 2005 (Газета.ру, Лента.ру и др.). В результате пострадало 18 человек, а один скончался (после того, как ему отрезало механизмом руки).
История выглядит по-своему фарсово: сначала «некий мужчина повредил движущиеся перила эскалатора», а потом «несколько человек перелезли на соседний эскалатор, находившийся на ремонте», который «по инерции начал скатываться вниз» и так далее…
Но вообще-то мы все активно пользуемся неработающим эскалатором на переходах в час пик, поэтому в принципе фарса нет никакого…


…а так выглядит это сегодня.
Час пик. Фото: http://www.liveinternet.ru/community/1291951/
 
 
 
 
bisluk on Октябрь, 16, 2008 14:12 (UTC)
фильм ужасов.
когда-то натыкалась на сайт Московское метро. неофициальный, альтернативный. там байки собраны, россказни всякие, сценарии про ужасы подземелья. Мне кажется, там я читала об этой истории
apcho on Октябрь, 16, 2008 17:26 (UTC)
Спасибо за напоминание о том, что в Интернете есть все (а чего нету, того и не существует). Поискал и сразу наткнулся на нужную инфу. Год на 1982 я исправил перед этим, но оказалось, что авария произошла в феврале (память подвела).
Оказывается, об этой аварии написано достаточно, хотя большинство – перепечатка первоисточников. Оказывается, эта авария была самой кровавой в истории московского метро. Оказывается, ничто не рвалось и никто никуда не падал…
Но править свой текст не буду – так вот я запомнил, – а под катом поста приведу фрагменты из найденных источников. В конце концов, главный посыл был – это не терять бдительность, особенно в метро… Но это ведь все равно невозможно…
lefka_lef on Январь, 21, 2010 11:58 (UTC)
просто было две аварии на авиамоторной. в 80х годах лента эскалатора на авиамоторной действительно порвалась. погибли абсолютно все, кто был на эскалаторе
apcho on Январь, 21, 2010 12:13 (UTC)
Погибли все?
Хорошо, насчет двух аварий согласен и память меня не подвела: историю мне рассказал как свежую человек, которому мне не было оснований не верить, и было это в начале лета 1982 – в конце мая или в июне (он был моим руководителем дипломного проекта и мы с ним встречались перед защитой, была не зима).
Но тогда куда же делась информация о второй аварии? Я не натыкался, когда писал этот пост.

И я не могу согласиться с "погибли все". Руководитель мне рассказал, что он был там как раз вскоре после аварии и видел покалеченных людей (например, мужика без ног).
lefka_lef on Январь, 21, 2010 12:53 (UTC)
Re: Погибли все?
это действительно было летом. погибли все те, кто был не в самом низу или верху, это совершенно точно. моя мама там была когда это произошло, она не успела зайти на эскалатор.
о второй аварии почему-то вообще никаких упоминаний нет, нигде. может потому, что это тогдашняя обычная политика замалчивания о реальных обстоятельствах
apcho on Январь, 21, 2010 14:14 (UTC)
Re: Погибли все?
Н-да...
Виталий Глумов on Январь, 14, 2012 18:28 (UTC)
Мне преподаватель по гитаре рассказывал что там было что-то вроде мясорубки. После происшествия к нему подошёл работник милиции и сказал что если кому то расскажет, то ему конец.
andris on Апрель, 4, 2017 18:07 (UTC)
Да-да, милиционер в чОрной форме.
Анюта Тонконогова on Октябрь, 11, 2012 15:00 (UTC)
Мне дедушка рассказывал, что он там был в момент аварии, на самом эскалаторе. И что действительно практически в механизмы люди падали. Это насчёт первой аварии. Про неё в интернете тоже ничего не могу найти.
anton_shabunev on Январь, 13, 2014 10:56 (UTC)
О чем пост, я так и не понял.
Единственное, что кнопок аварийной остановки не должно быть. Иначе количество жертв, из-за хулиганов затмит все.